R3AA/mm ("UA9-Альманах, №3")
В одном из номеров "КВ журнала" было опубликовано обращение к радиолюбителям
от организаторов экспедиции "Ветер планеты", где для обеспечения радиосвязи
приглашались радиолюбители. Позвонив в Москву, после некоторого времени
получил приглашение в июне 1997 года собраться на яхте "Урания-2"
в Санкт-Петербурге. Были мы тогда в Санкт-Петербурге около недели,
где и происходило знакомство с ребятами и яхтой. Из радиолюбителей
приехали RX3QX - Иван, RX4HV - Юрий и я - RV9AZ.
Остальные ребята-яхтсмены, многие из которых имели большой опыт походов.
В основном всю неделю занимались подготовкой яхты к походу. Установив
FT-890 на штатное место и подключив корабельный штырь (около 6 м),
попытались провести QSO, но оказалось, что тюнер не держит КСВ и,
соответственно, мощность. Начались поиски причин. Сделали профилактику
антенне - результат отрицательный. Обратились к радиолюбителям города
за помощью. Приехали к RA1AD, у него такой же трансивер, но
выяснилось, что трансивер не может работать всей мощностью. Потом
трансивер уехал в Вологду где и был отремонтирован.
Неделя в Питере пролетела очень быстро, но впечатлений было много,
тем более что для пробы выходили в залив, ставили паруса - это впечатляет...
Ориентировочно у меня был четвертый этап экспедиции, но в конце сентября
был звонок из Москвы и предложено идти коком и вторым радистом. О
таком повороте приходилось только мечтать. Оформив без содержания
на работе три месяца, то же самое и на RZ9AWN, в конце октября
уехал в Москву. Там выяснилось, что нужен срочный ремонт ходовой части
яхты и выход яхты в плавание откладывается. По приезде в Питер отправился
на "Уранию-2", но там никого не было. К вечеру установил FT-900, который
взял с собой как запасной трансивер, подключил GP и начал работу в
эфире позывным RV9AZ/MM. Правда эффективность GP была низкой
в пределах бывшего Союза, поэтому пришлось достать I.V., который мы
сделали летом укрепив на кроспице, с небольшой высотой подвеса и в
окружении стальных вант. Зато рапорта были до 2-х баллов выше прежних.
За время работы на яхте из Питера проведено более 600 QSO. Практически
каждый день я выходил на трафик РАС на 14292 кГц. Но конкретную дату
начала экспедиции никто не знал. Вначале мы были на яхте с RX3QX,
потом начали подъезжать остальные члены экипажа и подготовка яхты
к старту активизировалась.
И вот наконец наступил долгожданный день старта - 8 ноября. Пройдя
таможенный и пограничный контроль в 10 утра в тумане и при моросящем
дожде мы начали нашу экспедицию. И если бы протянули еще неделю, то
залив полностью затянуло бы льдом.
Каждый день мы выходили на трафики РАС. Трансивер отдавал 100 ватт,
GP работал нормально и поэтому согласующее устройство, которое мы
начали делать, так и не пригодилось. От аккумуляторов трансивер выдавал
небольшую мощность, так как в проводке где-то был заложен тонкий провод.
На яхте стояло два дизеля и поэтому на время трафиков у нас было 220
вольт.
Через неделю пришли в г. Киль (Германия), но к радиолюбителям попасть
не удалось, так как наша "шенгенская виза" еще не вступила в силу.
Хорошей погоды почти не было. Волнение на море уже вошло в привычку,
а в Па-Де-Кале мы попали в восьмибальный, а в Ла-Манше в десятибальный
штормы. Чем дальше мы уходили на запад, тем меньше мы слышали станции
бывшего Союза. Проходили более мощные корреспонденты и обладатели
хороших антенн. Европа проходила оглушительно громко и на трафиках
иногда бывало трудно (частота 14160 кГц), так как многие станции работали
очень невнимательно. В перерывах работы на камбузе время от времени
у меня были трафики с Игорем (RX9AON) из г. Трехгорного, так
что дома были в курсе наших событий.
В Па-де-Кале во время шторма возникли проблемы с ходовым двигателем.
Из выхлопной трубы повалил густой дым, да такой, что проходящие мимо
суда сообщили на берег о данном происшествии. Вскоре прилетел вертолет,
покружив над нами убедился что пожара нет и улетел обратно. В Англии
простояли около недели, пока не отремонтировались. Со связью были
проблемы, так как выходная мощность с аккумуляторов не превышала 20
ватт и яхта стояла таким образом, что антенна была закрыта мачтами
соседних яхт. Тем не менее трафики проходили регулярно.
В Испании на двухметровом диапазоне пригласили в гости радиолюбителей.
Приехали четыре молодых парня, имеющие УКВ позывные. "Двойка" у них
очень популярна и многочисленна. Они водили нас на экскурсии, помогли
запустить программу по приему погоды. В общем почти все время были
с нами. В Лиссабоне по эфиру приглашали радиолюбителей, но так никто
и не появился, хотя обещали. Видел несколько антенн, но за границей
не принято без приглашения заявляться в гости.
Простояли мы в Лиссабоне восемь дней. За это время подготовили яхту
к консервации, снимали ценное оборудование, искали место для стоянки
и кто присмотрит за яхтой. Ну и самая большая неприятность - это один
из организаторов попал в больницу с инфарктом. Пока стояли в Лиссабоне,
мы с Иваном (RX3QX) пытались использовать мачты и ванты в качестве
антенн, но к сожалению в любительском диапазоне минимума КСВ найти
так и не удалось, так что GP так и осталась основной антенной. Ну
а треугольник на 20 метров так и не успели установить между мачтами.
Работали в основном на 20 метрах, пробовали на 40 метрах, но из-за
малой мощности и большого уровня помех от европейских станций удавались
редко, хотя слышны были мощные радиостанции вплоть до Урала.
И.Голиков, RV9AZ
г. Трехгорный
Смотреть фотоальбом экспедиции R3AA/mm